Перед мини-обзорами новых релизов тёмной сцены я обязался познакомить обитателей форума и нашей тусовки со стилями музыки. Некоторые из приведённых статей в темах про стили писал я, но большинство уже были написаны другими людьми, в осведомлённости и адекватности которых я уверен на 100%, поэтому буду приводить эти статьи порциями и иногда добавлять кое-что от себя. Следите за апдэйтами. В добрый путь. Начнём с готик-рока. Статья написана киевским диджеем Tyrant для форума готик.ру (который почему-то её пока нигде не использовал, хотя статья очень классная и полностью раскрывает тему готик-рока).

Итак это первая часть посвященная post-punk/dark-punk/barcave/deathrock или я бы назвал ее "Ранний готик-рок - зарождение стиля"

Период панк-революции ознаменовался бурным ростом творческой активности, появлением большого числа новых груп, а также маленьких лейблов, сделавших возможной небывалую ранее творческую свободу. После своего триумфального шествия в 1976 панк-волна начала спадать, открыв путь пост-панку. Пост-панк по своей мировоззренческой основе был сходен с панком в плане нигилизма и неверия в социальные ценности и справедливость, однако в отличие от призывающих к анархии и отрицанию всего и всея панков, пост-панки в своей музыке делали акцент на восприятие окружающей действительности человеком, передачу посредством музыки его переживаний, страхов и комплексов, именно человек и его внутренний мир ставились во главу угла. Именно поэтому нельзя говорить о наличии у пост-панковых или готических груп какой-либо идеологии или мировоззрения как критерия принадлежности к этому течению. Для пост-панка и готики характерно определенное мироощущение и эмоциональное восприятие как основа музыки и критерий общности груп. Оно, однако, не предполагает общей системы ценностей, а лишь некое схожее восприятие действительности, и однотипные средства ее отображения.
Пост-панк породил большое количество стилей, в принципе, большая часть музыки 80-х является порождением пост-панка, в их числе и готика. Среди ранних пост-панковых груп конца 70-х выделялся ряд коллективов со сходным мрачным звучанием, в диапазоне от почти чистого панк-рока до невиданной доселе смеси панк-рока, глэм-рока и психоделического рока. Часть этих груп следует считать прото-готическими, они были близки к тому, что через несколько лет назовут goth, однако музыкально и эстетически остались в рамках более традицонного пост-панка. Среди таких коллективов следует выделить THE STRANGLERS, которые считаются прямыми предшественниками готического рока, в том числе и в плане имиджа (они всегда появлялись во всем черном, сформировав каноны одного из главных типов готического имиджа), THE FALL, PERE UBU, чье влияние было определяющим на раннем этапе творчества THE SISTERS OF MERCY. К 1977 году начинают появляться группы, которые впоследствии будут четко названы goth. Одной из первых груп этого течения считаются JOY DIVISION, основоположники «манчестерского саунда», они имели чрезвычайно узнаваемое звучание, в особенности благодаря драматичному вокалу своего харизматичного фронтмена Ian’a Curtis’a. Именно к их творчеству впервые был применен термин “готика”, так менеджер группы назвал музыку своих подопечных, дабы отделить ее от панк-рок мейнстрима. Другими группами, которые стояли у истоков нового течения были THE CURE и SIOUXIE AND THE BANSHEES, на заре своей карьеры они играли почти чистый панк-рок, но в начале 80-х выпустили эпохальные для готической субкультуры альбомы (THE CURE “Pornography”, SIOUXIE AND THE BANSHEES “Juju”), кроме того SIOUXIE AND THE BANSHEES стали первой группой, которая называла себя готами. Вообще причины применения именно этого термина к зарождающемуся направлению пост-панка довольно туманны, есть как минимум несколько версий этого. Правда заключается в том, что видимо благодарить за это надо английскую прессу, щедро наградившую эпитетами goth и goth-rock, группу BAUHAUS и их сингл “Bela Lugosi’s dead”. Изначально написанная как шутка, эта композиция, посвященная венгерскому актеру, прославишемуся благодаря участию в фильмах ужасов B-класса, прозвучала в культовом фильме «Голод» с участием Дэвида Боуи и Катрин Денев. Этот фильм, посвященный двум вампирам, убивающим своих жертв с помощью ножа с рукояткой в форме анка, сыграл значительную роль для формирования молодой субкультуры. Анк (древнеегипетский символ вечной жизни) считается символом готов, песня “Bela Lugosi’s dead” – своего рода гимном субкультуры, а девиз Goth’s undead, появившийся благодаря этой песне – мотто готической субкультуры. Сами BAUHAUS считаются отцами-основателями готики и готического рока, их имидж стал эталоном для ранних готов. Другая версия ввода в оборот термина goth связана с персоной Andi Sex Gang’a, вокалиста SEX GANG CHILDREN. Andi Sex Gang был лидером лондонской dark punk тусовки, часто собиравшейся в его кварире на втором этаже здания, в котором располагался магазин пластинок. Хозяин квартиры был известен своими странностями, он носил китайское платье, имел очень характерный имидж, напоминавший викторианского графа, за что получил прозвище Count Visigoth, сокращенно goth. По аналогии с ним так стали называть тех, кто часто у него собирался, а это была элита лондонской сцены, и, следовательно, все это способствовало распространению термина goth, который к 1981 году уже твердо устоялся как обозначание нового музыкально течения.

В начале 1982 года центром развития goth-субкультуры становится лондонский клуб Batcave, принадлежавший Ollie Wisdom из SPECIMEN. Изначально задуманый как ориентированый на glam, punk, new romantic музыку, Batcave вскоре становится эталоном готического клуба, существенно повлиявшего на goth-музыку, и особенно на goth-имидж. Практически все ключевые готические группы того времени выступали в Batcave, в этом клубе часто бывали наиболее влиятельные британские музыканты того времени, в частности Robert Smith, Mark Almond, Ian Astburry.
Наиболее видными группами того периода становятся ALIEN SEX FIEND, VIRGIN PRUNES, SPECIMEN, SKELETAL FAMILY, X-MAL DEUTSCHLAND, FLESH FOR LULU, PLAY DEAD, SOUTHERN DEATH CULT, DANSE SOCIETY, BIRTHDAY PARTY и ряд других.
Нельзя не отметить также лейблы 4AD и Beggars banquet, которые были домом для многих готических и окологотических груп 80-х, в частности BAUHAUS, X-MAL DEUTSCHLAND, CLAN OF XYMOX, WOLFGANG PRESS, PLAY DEAD, SOUTHERN DEATH CULT, etc.
Американским ответом британскому goth стал deathrock. Это название, которое в США часто воспринимается как синоним goth-rock, изначально служило для обозначения мрачного и несколько нестандартно звучащего панк-рока, и недалеко ушедшего от него в музыкальном плане пост-панка. От британского goth американский deathrock изначально отличался более грубым и грязным, почти панковским звучанием, панковским имиджем и атрибутикой музыкантов, а также активным использованием кладбищенской и Halloween тематики (иногда даже упоминается мотто deathrock-груп “Every day is Halloween”). Родоначальниками deathrock’a считаются Rozz Williams и основанная им в октябре 1979 года группа CHRISTIAN DEATH. Изначально название группы являло собой искажение от Christian Dior, и было чистым эпатажем, однако именно оно породило название целого сабжанра goth-субкультуры, став после выхода в 1982 году сенсационного альбома “Only theatre of pain” определенным трендом. Помимо CHRISTIAN DEATH в числе наиболее значимых deathrock-груп следует отметить 45 GRAVE, VODOO CHURCH, KOMUNITY FK, данное течение изначально возникло в Калифорнии и большая часть известных груп первой волны deathrock’a были именно оттуда.
Следует отметить также gothic-punk, этот термин иногда употребляют как синоним dark-punk, то есть фактически ранних goth-груп, а иногда как синоним deathrock, однако, думается, все же следует употреблять этот термин применительно к групам, музыкально оставшихся в рамках чистого панк-рока, или рокабили, но в имидже и общей эстетике близких goth-субкультуре, а, в первую очередь, к deathrock’у. Как правило эти группы больше относятся к punk-субкультуре, но достаточно известны и популярны и в goth-субкультуре. Наиболее влиятельными группами этого течения можно считать THE CRAMPS и THE MISFITS.

Рекомендуемые к прослушиванию альбомы: THE STRANGLERS “Feline”; PERE UBU “A Modern dance”; JOY DIVISION “Unknown pleasures”, “Closer”; BAUHAUS “In the flat field”, “Mask”; SIOUXIE AND THE BANSHEES “The Scream”, “Juju”, “Tinderbox”; THE CURE “Seventeen seconds”, “Faith”, “Pornography”; CHRISTIAN DEATH “Only theatre of pain”, “Catastrophe ballet”; X-MAL DEUTSCHLAND “Fetish”, “Tocsin”; SKELETAL FAMILY “Burning oil”, ‘Futile combat”; ALIEN SEX FIEND “Who’s been sleeping in my brain?”; PLAY DEAD “Company of justice”; VIRGIN PRUNES “Sons find devils”; UK DECAY “For madmen only”; SEX GANG CHILDREN “The Best of the hungry years”; DANSE SOCIETY “Heaven is waiting”; SPECIMEN “Wet warm cling film red velvet crush”; SOUTHERN DEATH CULT “Southern death cult”; THE CULT “Dreamtime”.